Роман Филиппов и Ирина Шмелёва


24 января – день рождения замечательного, самобытного советского актёра Романа Филиппова (1936-92). Басистый голос, внешность здоровяка-громилы (193 см роста+атлетичное телосложение) позволили Филиппову создать большое количество колоритных, запоминающихся кинообразов, даже когда дело касалось небольших, эпизодических ролей.

Филиппов сыграл в таких сильных советских фильмах, как "Джентльмены удачи", "Женатый холостяк", "Вход в лабиринт", "Девчата", "Срочно... Секретно... ГубЧК", "Акселератка", "Любовь земная", "Старики-разбойники", "Сувенир для прокурора", "Чужое имя" – как видим, актёр умел классно исполнять и комедийные, и драматические роли.

Баллады о Гавриле и монолог недалёкого сотрудника перестроечных органов – это шедевры в исполнении Романа Сергеевича.

24 января, в один день с Филипповым, но на 25 лет позже родилась талантливая, красивая советская актриса Ирина Шмелёва, известная по таких сильным комедиям, как "Акселератка", "Где находится нофелет?", "Ловушка для одинокого мужчины".

Главная и единственная большая, развёрнутая роль Шмелёвой была сыграна в уже дважды упомянутом фильме "Акселератка", где она, помимо прочего, образовала яркий дуэт с тем же Филипповым. И даже одна такая удачная роль стоит десятка иных, а если говорить о сегодняшнем кинематографе, то даже не десятков, а тысяч.

Сам фильм тоже получился очень удачный. Картина вышла на экраны в 1987 году, в ней уже не было той нравственной и культурной высоты, которые характеризуют советский доперестроечный кинематограф, но и чернушности, вульгарщины, антисоветчины, наводнивших наши фильмы после проклятого V съезда кинематографистов, там тоже ещё особо не присутствовало.

Я бы включил "Акселератку" в 5-ку (минимум в 10-ку) лучших советских комедий. А как прекрасно играет Шмелёва!

Во-первых, просто приятно посмотреть на красивую девушку – не на нынешних фальшивых кукол-страхолюдин, а на советскую девушку с её естественной красотой.

Во-вторых, сама роль была исполнена на высоком уровне – и непосредственно игра, и озвучивание, которое суть половина роли, а иногда даже больше.

В-третьих, отдельные симпатии вызывает и сам нетривиальный, неапробированный кинообраз – молодой девушки, занимающейся частным розыском, и то, что этот образ был удачно и гармонично воплощён, реализован на практике.

Мы действительно могли и должны были получить выдающуюся артистку, которая украшала бы собой многие советские фильмы. Увы, но в результате смерти советского кинематографа Шмелёва в 90-е досрочно завершила свою актёрскую карьеру.

Впрочем, что есть крушение кинематографа (пусть даже такого великого, как советский) и поломанная актёрская судьба в сравнении с крушением великого социалистического государства и десятками миллионов человеческих жизней и судеб, поломанных захватившими власть либерастами-дерьмократами?! Тем более что, в отличие от т.н. "сталинских репрессий", эти миллионы настоящие, а не вымышленные!

Нельзя не сказать ещё об одном негативном моменте. В некоторых сценах фильмов "Акселератка", "Ловушка для одинокого мужчины" и др. Шмелёва снялась в обнажённом виде. Ни фильмы, ни игру Шмелёвой это в целом не испортило, но ложка дёгтя была добавлена.

Во-первых, сыграв в фильмах "Битва за Москву" и "Трагедия века" такого героического и трагического персонажа нашей истории, как Зоя Космодемьянская, Шмелёва не имела потом никакого морального права сверкать на экраны обнажёнными молочными железами.

Во-вторых, жанры эротики и порнографии – это само по себе плохо. "Почему?" – спросят недоразвитые люди, являющиеся поклонниками этих жанров. Да потому что для кого это делается? Нормальный человек либо женат, либо просто состоит в отношениях, либо монах.

Ни в одном из этих случаев человек не имеет нужды прибегать к жанрам порнографии и эротики. Делается это для не самых достойных людей, которые не в состоянии ни семью создать, ни хотя бы просто отношения и которым ничего не остаётся, кроме как довольствоваться порнографическим и эротическим жанрами.

Точно так же и жанр боевика не имеет права на существование, ибо в принципе рассчитан на конченых: нравятся тебе гонки с преследованием – смотри формулу 1! 

Нравятся единоборства – смотри спортивные соревнования, а ещё лучше сам займись единоборствами! Нравятся спецэффекты – иди на шоу спецэффектов! Нравятся стрелялки – иди играть в пейнтбол!

Хотя насколько конченым надо быть, чтобы любить стрелялки! Да и получать удовольствие от гонок могут только недоразвитые индивидуумы!

И уж точно не надо это всё тащить в кинематограф!!! Поэтому в благословенном советском доперестроечном кинематографе жанры боевика и порнографии отсутствовали – в лучшем (вернее, в худшем) случае были отдельные элементы.

Да и надобности не было: когда произведение искусства сильное и удачное – оно не нуждается в дополнениях вроде мордобоя, стрелялок или откровенных сцен.

Ну а в Перестройку и после неё всё это стали добавлять в кино зачастую просто для того, чтобы замаскировать слабое художественное наполнение того или иного фильма, а зачастую и полное его отсутствие – подобно тому, как плохой повар пытается перебить отвратительный вкус неудачно приготовленного блюда теми или иными пищевыми добавками.

Были ли в доперестроечном СССР чмошники, которые хотели видеть на экранах боевики и порнографию? Конечно, были. Однако культура обязана служить тому, чтобы поднимать уровень морально, эстетически и умственно неполноценных людей, делать их нравственно, культурно и интеллектуально развитыми!

А когда культура сама опускается до уровня тех, чей моральный, культурный и интеллектуальный уровни на нуле – это уже антикультура.

Для культуры доперестроечного СССР был характерен первый вариант, для капиталистических стран – второй. Почему?

Да потому что какая главная цель капитализма? Всеми правдами и неправдами выкачать из человека побольше денег, а выкачивать их из тупых, бескультурных, безнравственных людей гораздо легче, чем из тех, в ком есть моральный, культурный и интеллектуальный стрежень.

Поэтому начиная с Перестройки главной задачей приспешников крупного капитала в области культуры, в области СМИ, а с 2000-х гг. – и в области образования является неуклонное снижение морального, культурного и интеллектуального уровня людей – уровня, который в Советском Союзе в целом был достаточно высок.

Одним из многочисленных рычагов этого снижения и были жанры порнографии, эротики и боевика, внедрённые врагами в советский кинематограф во второй половине 80-х гг.

Так вот, то что Ирина Шмелёва была красивой девушкой – это очевидно. То, что она обладала хорошими актёрскими задатками и со временем могла вырасти в большую актрису – тоже правда.

Поэтому особенно досадно, что достаточно хорошая артистка решила обнажиться – ладно бы какая-нибудь бездарная актриса, которой нечего показать зрителю, кроме обнажённой фигуры!

Поэтому в человеческом плане полноценного уважения к Шмелёвой у меня нет.

Комментарии

Популярные сообщения