14 марта в истории кинематографа

14 марта – день рождения замечательного советского актёра Григория Гая (1920-95). Он участвовал в Великой Отечественной войне, имел медаль "За боевые заслуги".
Путь киноактёра Гай начал, уже перешагнув 30-летний рубеж, хотя и имея в послужном списке Сталинскую премию за роль рабочего Элиушки в спектакле "Из искры".
Именно Гай создал, наверное, первый в советском кинематографе развёрнутый, глубокий образ преступника – уголовника "Акулы" из великолепнейшей криминальной драмы "Жизнь прошла мимо".
Эту роль Гай исполнил выдающимся образом. С одной стороны, получился сильный в художественном плане образ герой: герой получился твёрдым, живым, экспрессивным.
С другой стороны, роль "Акулы" вышла сильной в педагогическом, в воспитательном плане: герой Гая не был романтизирован, не вызывал симпатий и желания быть таким же.
А какая в фильме концовка! Герой Гая пережил нравственное перерождение, но поздно: жизнь уже прошла мимо!
К слову, все знают фильм "Калина красная", он считается классикой; но на мой взгляд, это неудачная в целом картина, и уж точно она хуже родственного "Жизнь прошла мимо"!
При всей схожести образов "Акула" получился куда выразительнее, интереснее Егора Прокудина. Лично я так и не понял, что последний за человек: за 1 час 40 минут, что длится "Калина красная", не возникло ни одной ситуации, где это стало бы ясно, где герой Василия Шукшина сорвал бы с себя ту маску (или даже несколько масок), что надел, пытаясь начать новую жизнь.
Равно как и при тождественности концовок, несравнимо более выразительный финал получился именно в картине "Жизнь прошла мимо".
Почему-то создатели "Калины красной" вынесли за рамки картины беседу героев Шукшина и Буркова, которая могла бы стать кульминацией фильма, столкновением двух мировоззрений, в которой Егор Прокудин наконец-то смог бы раскрыться и показать, кто он есть на самом деле.
Концовка, когда убивают Прокудина, а затем его односельчане убивают уголовников, по большому счёту ничего не выражает; тогда как финал участием Гая очень глубокий: спешите становиться на путь праведный, спешите творить добро, пока жизнь ещё не прошла мимо!
А в знаменитой шпионской трилогии "Путь в "Сатурн"/"Конец "Сатурна"/"Бой после победы" Гай удачно исполнил уже противоположную роль. Эти фильмы сыграли важнейшую роль в становлении шпионского киножанра в СССР.
Первый в советском кинематографе развёрнутый образ разведчика в этих картинах прекрасно создал Михаил Волков. Гай же сыграл его соратника – внедрённого в абвер майора РККА Андронова.
Выделяется и роль Фёдора Ивановича – одна из немногих главных в исполнении Гая – из мелодрамы "Водил поезда машинист".
Актёр хорошо сыграл машиниста поезда, спустя полтора десятилетия встретившего свою любовь, с которой он вынужден был расстаться в годы войны.
В эпизодических ролях Гай сыграл в таких сильных фильмах, как приключенческо-фантастический "Крах инженера Гарина" (это одна из лучших советских картин), политический детектив "31-й отдел", историческая драма "Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина".
Немало Гай занимался и дубляжом фильмов. К слову, в 1952 году актёр стал лауреатом Всесоюзного конкурса чтецов.
Особенно удачным получилось озвучивание блистательного Витаутаса Томкуса, сыгравшего малограмотного, убеждённого бандита из "лесных братьев" в сильной исторической драме "Никто не хотел умирать".

14 марта 1945 года на экраны вышел сильный детективно-приключенческий фильм "Поединок". Это первый удачный советский шпионский фильм, и спустя десятилетия остающийся одним из лучших в своём жанре.
Собственно, в те годы в нашем кинематографе не было ставки на детективный жанр – ни на криминальный, ни на шпионский.
Фильмы про шпионов выходили ("Честь", "Высокая награда", "Партийный билет" и др.), но снимались они в жанре бытовой драмы, а шпионско-детективная линия была в них предельно упрощённой.
Была, конечно, "Ошибка инженера Кочина", сделанная именно как шпионский фильм, но вышло полное дерьмо. Уж лучше полное отсутствие шпионских картин, чем такое!
И именно "Поединок" стал первым фильмом, в котором показан интеллектуальный поединок как ключевая составляющая любого высококлассного детектива.
Картина увлекательно рассказывает о работе чекистов-контрразведчиков по защите новых образцов вооружения в РККА во время Великой Отечественной войны.
Война, равно как и победа в ней, – понятие многосложное, зависящее от множества факторов, и один из главных факторов, позволивших СССР выиграть Вторую мировую войну, – это героическая деятельность органов госбезопасности, что и показано в фильме.
В некоторых местах картину можно уличить в упрощенности: где-то героям не достаёт психологизма, объёмности, где-то действиям и диалогам не хватает развёрнутости, основательности, где-то имеет место небольшая художественная наивность.
Однако нужно учитывать небольшой хронометраж фильма, и несмотря на это, а также на то, что шпионский киножанр совершенно не был у нас развит в те годы, создателям картины удалось сделать яркое, увлекательное, смотрящееся на одном дыхании зрелище с весьма эффектной концовкой.
В этой картине дебютировал Сергей Лукьянов, удачно сыгравший полковника государственной безопасности; яркие кинообразы создали Надежда Боярская (старая, коварная немецкая спецслужбистка), Нина Алисова (красивая, несколько ветреная певица), Борис Свобода (импульсивный немецкий генерал), Андрей Тутышкин (тот самый, который, как и положено в детективе, не за того себя выдаёт), Владимир Белокуров (матёрый вражеский разведчик) и др.
Ну и как высший пилотаж – умение органично вставить в серьёзный, драматический фильм тот или иной комический момент: "Когда, при каких обстоятельствах и с какой целью Вы воскресли?", – спрашивает полковник госбезопасности у немецкой шпионки, жившей по документам умершей женщины.

14 марта 1988 года на экраны вышел великолепный историко-приключенческий детектив "Первая встреча, последняя встреча".
В этой картине столь органично переплетаются комические и трагические мотивы, драматическая и историческая линии, элементы шпионского детектива и детектива криминального.
Действие разворачивается в Российской Империи в конце 1913 года. Режиссёр картины Виталий Мельников ранее снял ещё один фильм о предреволюционной России – "Две строчки мелким шрифтом"; фильм в целом получился удачным, хотя местами слишком примитивный и непродуманный.
Здесь же картина сделана очень основательно, органично – вплоть до мелочей. Сильный фильм сам по себе, а по меркам тех лет, когда он снимался и выходил на экраны – и вовсе шедевр.
Главную роль – молодого юриста, ведущего частный розыск (в те годы ещё сыск) классно сыграл Михаил Морозов. Его персонаж – одиночка, но без излишней героизации, без "суперменщины", характерной для фильмов тех лет.
Во второстепенных ролях прекрасно сыграли Гражина Шаполовская (певица, агент немецкой разведки), Олег Ефремов (невостребованный изобретатель).
Снялись в картине и такие известные актёры, как Юрий Богатырёв и Сергей Шакуров, причём оба в несвойственных для себя отрицательных ролях, и обоим играть в фильме по большому счёту было нечего.
Ещё больше интересных материалов⬇
Мой кинематографический (и не только) Живой Журнал
Комментарии
Отправить комментарий